Синология.Ру

Тематический раздел


Линь-цзи лу

臨濟錄, «Записи бесед Линь-цзи». Одно из основных канонических произведений школы линьцзи (см. Линьцзи-цзун), крупнейшего направления в чань школе. Относится к популярному в чаньской литературе жанру юй лу — «записи бесед и высказываний [патриархов]». Представляет собой записи проповедей, бесед с учениками, афористич. высказываний и парадоксальных диалогов, а также описание эпизодов из жизни чаньского патриарха Линь-цзи (IX в.). Записи велись при жизни Линь-цзи и были завершены после его смерти ближайшим учеником Хуй-жанем. Текст был опубликован другим учеником — Цунь-цзяном, впоследствии неоднократно переиздавался с комментариями в Китае и сопредельных странах (Корея, Япония, Вьетнам). В «Лин-цзи лу» получила развитие центр. концепция чань-буддизма — «внезапного просветления» (дунь у) и спонтанной реализации «природы будды» (фо син), имманентно присущей человеку и идентичной «истинной реальности» (чжэнь жу). Линь-цзи делал акцент на мгновенной и полной реализации «природы будды» «здесь и сейчас», утверждая, что если человек не сможет сделать это в данный момент, не допуская ни малейшего промедления, то он не сможет сделать это никогда и будет обречен на вечные страдания в бесконечной цепи перерождений в мире сансары (лунь хуй). Линь-цзи призывал единым волевым усилием уничтожить все психологич. преграды, стоящие на пути к просветлению, и решительно отбросить все привязанности, в т.ч. к идеям будды, просветления, нирваны (см. Непань) и т.д. Развивая иконоборческие тенденции раннего чань-буддизма, он называл будду «куском засохшего дерьма», нирвану и просветление — «невольничьими колодками», «дырой в отхожем месте» и утверждал, что для истинного и окончательного просветления необходимо совершить «пять смертных грехов», «убить будду, убить патриарха», имея в виду не буквальное убийство или осквернение буд. святынь, а необходимость освобождения сознания человека от всех внутр. препятствий к сугубо непосредственному переживанию своей тождественности с «истинной реальностью», не опосредуемой понятиями «будда», «нирвана» и т.д. Особенно важное значение для достижения просветления Линь-цзи придавал преодолению зависимости от чужого авторитета и привязанности к внешним условностям, что позволяет не искать просветления вне собственного сознания. В «Линь-цзи лу» проявился максималистский подход линьцзи-цзун к решению проблемы просветления, обусловивший особую жесткость методов психотренинга, в том числе применение «шокового» психофизич. воздействия.
 
Произведение, давшее детальное изложение основных принципов теории и практики линьцзи-цзун, сыграло важную роль в ее дальнейшем развитии. Его фрагменты широко использовались в чаньской практике психотренинга в качестве объектов для медитации и как исходный материал для парадоксальных загадок и диалогов (см. Гун-ань). Некоторые ключевые эпизоды «Линь-цзи лу» вошли в различные антологии чаньских притч и историй, а также в сборники парадоксальных задач и диалогов (напр., «У мэнь гуань» — «Врата без входа»).
 
Источники:
Чжэньчжоу Линьцзи Хуй-чжао чань ши юйлу (Записи бесед чаньского наставника Линь-цзи Хуй-чжао из Чжэньчжоу) // Чань сюэ дачэн (Большое собрание чаньских текстов). Кн. 2. Тайбэй, 1967; Риндзай-року (Линь-цзи лу) // Дзэн-но гороку (Записи бесед дзэнских патриархов). Т. 10. Токио, 1972; Линь-цзи лу. Вступ. статья, пер. с кит., коммент и грам. очерк И.С. Гуревич. СПб., 2001.
 
Литература:
Гуревич И.С. Записи бесед Линьцзи (фрагмент перевода) // XIX НК ОГК. Ч. 1. М., 1988; Demieville P. Les entretiens de Lin-tsi. Vol. 7. P., 1970.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 304.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.